CHICAGO, Киркоров and All that Jazz!
Сказать по правде, после
того, как москвичи блестящим образом НЕ справились с банальнейшей постановкой
французского мюзикла "Нотр-Дам де Пари", я уж было совсем потерял
веру в человечество. Будущую премьеру стопроцентно американского мюзикла "Chicago" я ожидал с дрожью. Одно
дело – смотреть, как на куски разваливается набор французских поп-песен, но
вынесу ли я подобное издевательство над великим Бобом Фоссом?
Я
помню разговоры вокруг предстоящей премьеры. Помню стенания "Это не
поймут" и "Куда они лезут?" Честно говоря, мне такие рассуждения
более чем непонятны. А что, господа, у вас принято все адаптировать к великой
русской реальности? Совсем все-все? Книги там, фильмы?.. Что-то не замечал доселе.
И чем мюзикл в данном случае отличается
от любого другого художественного произведения, тоже не совсем ясно. А если у
кого-то проблемы с самоидентификацией, то, наверное, ему вообще не стоит читать
зарубежные книги, смотреть зарубежные фильмы, и, соответственно, посещать зарубежные
постановки. Однако, я что-то заболтался. К делу.
Итак, я пришел в театр
Эстрады. Толпы моих коллег-журналистов ожидали появления знаменитостей разного
пошиба. Все, как полагается: красная ковровая дорожка, "звезды"
опаздывают и в 19.00 еще и речи не идет о начале спектакля. Среди толпы бродят
Дмитрий Маликов, Аркадий Укупник, Игорь Николаев, Галина Волчек, доктор Шац.
Появляется супруга Никиты Михалкова с дочерью, а затем и сам Никита Сергеевич. Лавина фоторепортеров тут
же, не замечая никого на пути, бросается к нему, отметая меня к стенке.
Михалков спокойно и с умным видом начинает что-то рассказывать.
Потом
появляется виновница торжества – главный продюсер проекта – Алла Борисовна
Пугачева под руку с неизвестным мне
мужчиной. Ее муж – второй, а точнее, главный
зачинщик русского "СHICAGO"
Филипп Киркоров в это время трясется по ту сторону кулис – сегодня вечером он
играет главную мужскую роль в мюзикле. По фойе бродят старожилы театра Эстрады
– представители жанра эстрадной сатиры и юмора – Евгений Петросян с супругой
Еленой Степаненко, Максим Галкин. Кажется, они чувствуют, что их театр не скоро
к ним вернется – "СHICAGO"
заняло не только сцену, но и весь театр – огромные черно-белые фотографии
спектакля, красные буквы CHICAGO
сияющие отовсюду. Как на Западе – продают кепки, футболки, значки и прочие
сувениры с символикой спектакля. В зале программки лежат у каждого на кресле.
Правда, в толстенькой программке, как всегда, больше рекламы, чем чего-то
содержательного, зато – если кого-то интересует – купон с пятипроцентной
скидкой на обувь в салонах "Econica Style". А еще – в послужном
списке одного из актеров я нашел имя нового автора "Кошек" – А.L.Wabber.
Кажется, уважение к лорду Ллойд-Уэбберу начинает падать и здесь. Не могу не
отметить, что это положительная тенденция. Еще немного – и от Боба Фосса они
перейдут к Стивену Сондхейму.
Вся эта обстановка,
впрочем, не могла успокоить моих расшатанных нервов. Собравшиеся v.i.p.ы вовсе не являлись гарантией хорошего шоу, скорее напротив.
Итак, поскольку партер был оккупирован означенными v.i.p.-ами, я удобно устроился в
бельэтаже. Оттуда я мог наблюдать не только спектакль, но и самих
знаменитостей. Кстати, некоторые из менее заметных знаменитостей – как то:
господа Голубев, Маракулин и Макарский – звезды "Нотр-Дама"
выискивали свободные места неподалеку от меня и присев, воровато оглядывались –
не придет ли кто с билетами и их сгонит. Это русские называют
"кондорить". Видимо, "французам" достались только входные
контромарки.
Впрочем, мое внимание
было приковано именно к сцене. Над ней красовалась надпись "Слава Великому
Советскому Союзу". В сочетании со всей стилистикой "CHICAGO" это было просто
великолепно. Я стал чувствовать себя совсем неуютно.
И вот – на сцену вышел известный сатирик Геннадий
Хазанов, произнес с грустным видом что-то по поводу открытия очередного сезона
в театре Эстрады, и в голосе его чувствовалось осознание того, что в этом
сезоне он выступать здесь не будет.
А потом – покатилось. Прошел первый
номер, второй… И я вдруг понял, что пока не испытываю никаких отрицательных
эмоций. Прекрасно работающий балет, адекватные образам актеры, неплохие голоса,
хорошее сценическое решение... В общем, на этот раз обошлись без
самодеятельности – и хорошо сделали, скажу я вам. В кои-то веки я увидел
действительно прилично сделанную работу здесь, в России (да простят меня ее
граждане). Видите ли, я ведь уже привык посещать все московские показы, каждую
секунду боясь услышать сорванную ноту, увидеть несинхронное движение, поймать
актера на том, что он забыл текст и вообще слабо понимает, где находится – увы
и ах, такое случалось не один и не два раза. Но – не в «Чикаго». Постановка
была именно такой, какой она и должна быть – в меру аскетичной, в меру грубой и
циничной, в меру комической. Браво. Конечно, это не премьерный показ на Западе
– что есть, то есть – но, по крайней мере, добросовестный первого года. А это
уже неплохо – само по себе, а не на фоне остального.
Неожиданно
произвели впечатление русские "поп-старз" - а именно, г-н Киркоров и
г-жа Милявская. Я, признаться, ознакомившись с творчеством будущего Билли
Флинна, пребывал в состоянии тихого шока. И эта, с позволения сказать, Зайка
выйдет на сцену и будет играть?! Вышел. Сыграл. Верю. Очень хочется надеяться,
что теперь он будет заниматься серьезными проектами, подобными данному, и не
вернется к своему прошлому в перьях. То же можно смело сказать и о Маме Мортон.
Конечно, сыграно могло быть колоритнее – но для начала неплохо и так. Во всяком
случае, впечатления "актера не на своем месте" у меня не сложилось.
Вообще, надо заметить,
что это является одной из основных черт спектакля – все актеры на своих местах.
Очень порадовала исполнительница роли Рокси Харт мисс Стоцкая. Уж как ее только
не ругали за ее Флер-Де-Лис! А теперь я могу смело сказать: да эта роль
недостойна Вас, что Вы там делали? Хорошо, если она и сама это понимает.
Отдельно хочется отметить Mary Sunshine – отличная работа. И, в
общем-то, отлично сработали все. Ну, или почти все, но не будем на этом
останавливаться.
На
финальный поклон на сцену выбрались и иностранные коллеги – режиссер Cкотт Фэрис, хореограф Гэри
Крист, музыкальный руководитель Стивен Фриман. Где-то в зале сидели
американские продюсеры "Сhicago" –
cемейная пара Фрэн и Бэрри
Вейслер, старые знакомые еще по Бродвею. Я хотел было перекинуться с ними парой
слов в антракте, но не нашел свободной минутки. Цветов было много, но, к моему
большому возмущению, мисс Стоцкой не перепало ни букета. Мистер Киркоров повел
себя по меньшей мере не по-джентльменски: он-то держал в руках целую охапку,
мог бы и поделиться с девушкой, которой теперь незачем возвращаться в
"Нотр-Дам" на роль инженю. В CHICAGO
она – звезда. Первая среди равных.
Конечно,
нарочито грубое и циничное "CHICAGO"
не может занять в моем сердце такого же
места, какое предназначено эстету и интеллектуалу С.Сондхейму. Но то, что в
Москве поставлен мюзикл, американский до мозга костей, действие которого
происходит в Америке, причем к нему, в отличие от постановки "Кабаре, или
Боб Фосс живет в Москве", не пытались приплетать никаких русских гэгов и
цитат из Чехова. Никакого "русского колорита" в безупречно
переведенных текстах (мистеру Ю.Киму стоит поучиться у господ Александра Карпова и Андрея Морсина).
Я чувствую хорошую тенденцию – европейские мюзиклы в Москве отступают на второй
план. Надвигается Америка and all that jazz…
Хотя, возможно, я слишком
оптимистичен. Вряд ли Москва готова к Америке – ведь на премьере CHICAGO, в отличие от премьеры "Нотр-Дама", когда зал
театра Оперетты был забит до отказа, зияло множество свободных мест… И это –
позор, уважаемые. Свидетельствует о том, что столичной публике еще учиться и
учиться хорошему вкусу. Но не будем отчаиваться – на следующей неделе премьера
«42й Улицы» - еще одного детища старого доброго Бродвея, где я буду
обязательно. В данном случае опасений меньше, поскольку едет оригинальная
труппа. Угроза остается лишь со стороны зрителей, воспитанных на мелодиях,
несущихся из ларьков на улицах города. Поглядим!