Я мстю, и мстя моя ужасна!
  Мессия с топором, или особенности национальнй рок-оперы
  Вот такие пирожки, или Наше всё на сцене ГИТИСа
  «Мюзикл, а чё там!», или Тема сортира раскрыта
  Странная история странного мюзикла
  Тот самый слон, те самые кошки...
  Призрак Призрака
  Звукорежиссер печального образа или Тщетная борьба Человека из Ламанчи с коллегами-мельницами
  Все лучшее - детям!
  Ход конем по голове
  Упакованный "Норд-Ост"
  Последнее дуновение "Норд-Оста"
  Кошмар в городе Иствик или "Ну я не понял, шо конкретно ты имела в виду?"
  А причем тут, собственно, губы?
  "Чикаго" без Киркорова? Не в этой жизни...
  Золотые хиты, Mamma mia!
  Музей на "42-ой улице"
  Чикаго, Киркоров and all that jazz!
  Впервые в России – Великие мюзиклы мира
  Кабаре, или Боб Фосс живет в Одессе
  Наша Дама из Парижа или Notre- Dame de Paris с русским колоритом - часть первая
  Наша Дама из Парижа или Notre- Dame de Paris с русским колоритом - часть вторая
  Нотр-Дам 2000 - Необходимое предисловие от авторов
  Нотр-Дам 2000 - Акт I
  Нотр-Дам 2000 - Акт II
  Рецензия на текст русской версии Belle
  Призрак Оперы в переводе Ирины Емельяновой. Критические заметки
  Дракула. Романтический мюзикл
  Записки из глубинки
  ОБО МНЕ


MBN
 

ЗОЛОТЫЕ ХИТЫ, MAMMA MIA!

 

Поздравляю, дорогие мои, кажется, Россию потихоньку начинают считать потенциальным рынком для вывоза туда мюзиклов и прочей с ними связанной шоу-продукции. Вот в декабре сюда приехали шесть очаровательных британских исполнителей и их незабвенный руководитель Джей Александер (которого публике представляли так, как будто она, публика, и вправду, могла знать, кто он такой) с программой, которая по-английски называется "The Best of the West End. The World's Greatest Musicals in Concert", а по-русски "История мирового мюзикла. Золотые хиты". Сразу возникают разные вопросы по поводу того, должны ли эти два названия дополнять друг друга, или это был вольный перевод, а также что именно относится к "лучшему из Вест-Энда"? Исполнители, вероятно, потому что в концерте было представлено достаточное количество американских мюзиклов. Что ж, в таком случае, мне жалко Вест-Энд, если эти певцы – лучшее, что у них есть. Однако, об этом позже. Пока я хотел бы сосредоточить ваше внимание на программке концерта.

          Господа, содержание этой программки, несомненно, стоит отдельной статьи, но я постараюсь хотя бы вкратце описать основные особенности этого литературного шедевра. Первое, что мне бросилось в глаза – это статьи о мюзиклах. Они, несомненно, весьма познавательны, но до боли напоминают уже знакомые мне статьи с вероятно небезызвестного вам сайта Musicals.ru, а также из небезызвестной вам  книги "Великие мюзиклы мира". Кое-какие фразы были похожи настолько подозрительно, что я даже проверил. Мой зоркий глаз и феноменальная память меня не подвели: да-да, некоторые фразы из указанных источников дословно вошли в программку. Почему-то, без указания авторов. Но, увы, таковы особенности авторского права в этой стране. Что ж, я не стал долго переживать по этому поводу, и углубился в детальное изучение статей. Узнал много нового. Знали ли вы, что Ллойд Уэббер и Райс приглашали петь партию Христа Джона Леннона, а он согласился только с условием, что Йоко Оно будет Магдалиной? Конечно, знали. Это известно всем, кроме тех избранных, кому прекрасно известно, что это было не более чем журналистской уткой, немало удивившей как Леннона с Йоко Оно, так и Ллойд Уэббера с Райсом. Или может быть, вы раньше, грешным делом, считали, что "Кошек" поставил режиссер Тревор Нанн? Какое заблуждение, дорогие мои. Любезные авторы программки с удовольствием объяснят вам, что на самом деле им, якобы,  был Николас Хитнер, затем поставивший "Мисс Сайгон". Еще одна чудесная подробность из жизни Ллойд Уэббера – то, что он был студентом медицинского колледжа. Уж не знаю, откуда такая легенда появилась, но встретить ее вновь на страницах программки такого солидного, казалось бы, концерта, было весьма странно. Интересно было и узнать, что "Призрак Оперы" имеет "блюзовую канву". Такого мнения я не слышал еще ни от одного из знакомых мне музыковедов. А в рок-опере "Иисус Христос – Суперзвезда", оказывается, сплошная поп-мелодика. Впрочем, не могу не согласиться, Ллойд Уэббер был и навсегда останется, с позволения сказать, "попсой" от мюзиклов.

          Но, не одним Ллойд Уэббером (и я в это искренне верю) жив любитель мюзиклов. Что же остальные? Ну, скажу я вам – даже я не догадывался, что "Show Boat" написали Роджерс и Хаммерcтайн! А Керн, вероятно, им кофе носил. Или его вообще картографы, то есть, простите, биографы придумали. А Камерон Макинтош, оказывается, и "Оклахому!", и "Мою прекрасную леди" продюсировал до "Отверженных". Тех самых "Отверженных", которых, оказывается, можно отнести к периоду мюзиклов 50х-х годов, вместе с "Вестсайдской историей". Честно говоря, мне никогда не казалось, что эти мюзиклы можно рассматривать вместе даже стилистически, не говоря уже о том, что их разделяют двадцать с лишним лет. А злополучные "Шахматы", как выяснилось, "стали предвестником "европейской волны" мюзиклов, в которой нельзя не отметить "Нотр Дам". Отлично, теперь я знаю, из чего выросли все эти французские эрзац-мюзиклы – из "Шахмат". Большое вам спасибо, сэр Тимоти Майлз Биндон Райс. Вы и ваши шведские друзья сделали возможным "Нотр-Дам."

          Но хуже всего обошлись, как всегда, с Сондхеймом. У меня сердце дрогнуло, когда открыв этот буклет на списке номеров я прочел: "Памяти Стивена Сондхейма". Когда же скончался этот великий человек, спросите вы. И я с радостью отвечу, что он жив и здоров. А вот все ли в порядке с душевным здоровьем у составителей программки, остается под вопросом. У меня лично есть парочка вопросов к "автору-составителю буклета" Наталье Ковалевой, и особенно к Александру Журбину, которому выразили "искреннюю благодарность за неоценимую консультационную помощь". И этот человек после такого смеет называть себя поклонником Сондхейма?! С другой стороны, не могу не отметить, как тронули меня строчки, что "многие считают его (Сондхейма) самым утонченным из ныне живущих композиторов и либреттистов". Да только где же эти многие? Явно не здесь, и, видимо, не в Великобритании, ибо в этом концерте великий мэтр был представлен только одной песней – неувядающей и несравненной "Send in the Clowns".

Вновь и вновь повторяю: публика Москвы не готова к мюзиклам. И данный концерт – прямое тому подтверждение. Зал был заполнен от силы на треть – при том, что программа концерта, в общем-то, давала неплохой обзор жанра мюзикла. Но нет – зачем нужен South Pacific, когда есть Нотр-Дам. Увы и ах, плачевное зрелище.

Организаторы поступили очень мило, не удосужившись перевести очень простую фразу «in concert». В итоге большинство меньшинства (а именно, тех, кто посетил это мероприятие) явно ожидало театрального оформления каждого номера – костюмов, половецких плясок, массовки в сто человек и прочего (оговорюсь, что в данном случае цена билета возросла бы раз этак в десять) – а посему многие были разочарованы, увидев скромную группу исполнителей в шесть человек, да еще и весьма странно одетых – про мужскую часть сразу подумалось, что менеджеры среднего звена после тяжелого рабочего дня в офисе решили оторваться – почему-то на сцене концертного зала «Россия». Платья женщин – отдельная песня. Для “opera in concert” это бы еще сошло, для мюзикла – уже никак. Кроме этого, холода этой страны (я об этом уже высказывался) явно плохо сказались на исполнителях – практически все первое отделение они разогревались, разойдясь лишь к Miss Saigon.

Сразу хочу заметить, что ретивые русские журналисты, немедленно спустившие на концерт всех собак, несколько поторопились. Я, несомненно, понимаю, что у местных специалистов опыта поболе, чем у меня – уверен, смогу встретить любого на первой же премьере Бродвея или Вест-Энда. Тем не менее, данных исполнителей не стоит относить к третьесортным, и так далее. Я даже верю, что они исполняли те роли, которые им приписывает незабвенная программа – разумеется, в составах не первого года спектакля. Это средней руки профессионалы – загнанные в рамки концертного исполнения. Если господа из прессы рассчитывали видеть здесь звезд уровня Бернадетт Петерс, Уте Лемпер или хотя бы Майкла Кроуфорда, остается только порадоваться их наивности. Замечание журналистки из МК относительно того, что местной труппе Нотр-Дама пора покорять Вест-Энд, искренне меня умилило. Когда эпохальное событие случится, обязательно посещу, если только буду жив к тому времени.

Вызывает интерес и еще один разрез – знала ли публика, оживившаяся, заслышав знакомые звуки песен ABBA, что им исполнили отрывки из мюзикла по мотивам творчества группы, а не решили порадовать общественность дискотекой в стиле 80-х? Я лично сомневаюсь. Несомненно, что познания народа в области жанра остаются весьма расплывчатыми, посему вовсе не уверен, что стоило привозить подобную программу без участия доброго дяди конферансье, который объяснял бы в общих чертах, отрывки из какого мюзикла представят, и зачем вообще все это надо, когда можно так здорово поплясать под музыку ABBA или еще какой рок’н’ролльчик, оказавшийся так к месту в конце (кстати, по-моему, вопрос так и остался открытым). 

В общем и целом, впечатления от концерта можно разделить следующим образом – в зависимости от смотревших.

  1. Те, кому исполнявшиеся вещи, в большинстве своем, были знакомы, и кто знал, что означает скромная надпись "in concert". Впечатление по большей части приятное, поскольку можно было сидеть в полупустом партере и напевать знакомые слова. Увы, таких было немного – я, в частности, заметил достаточно большую компанию с уже упоминавшегося Musicals.ru. Хотя, что греха таить, и кое-кто из них поплясал под ABBA.
  2. Те, кому были знакомы лишь самые "махровые" хиты, и кто ждал Брайтман с Кроуфордом. Мой им совет – пойдите домой, послушайте диск – оно выйдет и дешевле, и приятнее, а картинки можно и в Интернете скачать.
  3. Те, кто практически не знал программы – а потому самые приятные моменты были связаны все с тем же Mamma Mia! и номерами на бис. Очень милые и приятные люди – всячески им симпатизирую, вот только зачем ходить на такие нудные концерты, вон на той неделе Малинин поет.
  4. Ах да, забыл еще одну группу – тех, кто решил пойти в этот вечер на Нотр-Дам – ну и что, что в тридцатый раз, зато знакомый мотивчик, да и подпеть можно. Тоже ведь позиция, между прочим.

А ведь если бы такие концерт организовывались почаще и получше – кто знает, может быть, определенные результаты и были бы достигнуты. Хотя, честно говоря, подобной уверенности у меня все меньше и меньше. Одна радость, меня ждет Рождество в родном Нью-Йорке... Но я вернусь!

 

 



2002-2007 All lefts reserved.