Я мстю, и мстя моя ужасна!
  Мессия с топором, или особенности национальнй рок-оперы
  Вот такие пирожки, или Наше всё на сцене ГИТИСа
  «Мюзикл, а чё там!», или Тема сортира раскрыта
  Странная история странного мюзикла
  Тот самый слон, те самые кошки...
  Призрак Призрака
  Звукорежиссер печального образа или Тщетная борьба Человека из Ламанчи с коллегами-мельницами
  Все лучшее - детям!
  Ход конем по голове
  Упакованный "Норд-Ост"
  Последнее дуновение "Норд-Оста"
  Кошмар в городе Иствик или "Ну я не понял, шо конкретно ты имела в виду?"
  А причем тут, собственно, губы?
  "Чикаго" без Киркорова? Не в этой жизни...
  Золотые хиты, Mamma mia!
  Музей на "42-ой улице"
  Чикаго, Киркоров and all that jazz!
  Впервые в России – Великие мюзиклы мира
  Кабаре, или Боб Фосс живет в Одессе
  Наша Дама из Парижа или Notre- Dame de Paris с русским колоритом - часть первая
  Наша Дама из Парижа или Notre- Dame de Paris с русским колоритом - часть вторая
  Нотр-Дам 2000 - Необходимое предисловие от авторов
  Нотр-Дам 2000 - Акт I
  Нотр-Дам 2000 - Акт II
  Рецензия на текст русской версии Belle
  Призрак Оперы в переводе Ирины Емельяновой. Критические заметки
  Дракула. Романтический мюзикл
  Записки из глубинки
  ОБО МНЕ


MBN
 

Призрак Призрака

 

Вы не поверите, но написать рецензию на экранизацию "Призрака Оперы" я просто забыл. Забыл, как и начисто забыл о том, что этот фильм вообще вышел на  мировой киноэкран, и только на "Оскарах", увидев Ллойд-Уэббера на сцене, я вдруг вспомнил – ах да, его же все-таки сняли.

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о попытках снять экранизацию мега-хита Ллойда нашего Уэббера "Призрак Оперы". Не буду вдаваться в подробности этой несомненной увлекательной и полной драматизма истории, о том, как хотели-хотели снять "Призрака", и кого только не хотели там снять, и как фанаты-фантоманы всего мира жаждали увидеть экранизацию с актерами оригинального состава – Майклом Кроуфордом и Сарой Брайтман (они жаждали этого даже в те годы, когда мисс Брайтман щеголяла весьма пышными формами, никак не вписываясь в образ юной хористки Кристины Даэ). Но их мечтам не суждено было оправдаться, и только самые стойкие продолжали жить в ожидании чуда. Спешу вас обрадовать – фильм-таки наконец снят. Спешу вас огорчить – лучше бы его не снимали никогда, а несчастные поклонники сопливого опуса Ллойд-Уэббера продолжали бы жить надеждами.

Очередной виток истории, на котором съемки "Призрака Оперы" вновь обрели реальность начался в последние годы прошлого века. Сначала всплыло имя Джона Траволты как претендента на главную роль. Все ужаснулись – великолепный Джон Траволта – звезда мюзиклов "Бриолин" и "Лихорадка субботнего вечера" (эх, где ты, моя молодость?), обладатель очень неплохого тенора, никак не вязался с образом Призрака. И причина-то в общем простая – растолстел Траволта на голливудских харчах. Во классическом фраке Призрака смотрелся бы неадекватно.

Потом состоялся пресловутый концерт в Королевском Альберт Холле, посвященный пятидесятилетию тогда еще Сэра. На нем всем стал очевиден очередной главный кандидат на роль Призрака – любимый мачо Голливуда Антонио Бандерас. На концерте он дуэтом с Сарой Брайтман спел заглавную дуэт мюзикла. Спел неплохо, особенно если учесть, что в день концерта актер был серьезно простужен – в общем, как смог, так и спел. Тем не менее, фанаты были в шоке – испанец! Латинский Любовник! На роль нашего Эрика! Акцент! Диапазон! Нельзя! Но пасаран!

Ллойд-Уэббер настаивал, что да, Бандерас. Почему? Да потому что он понравился леди Мэдлин Ллойд-Уэббер, супруге композитора. Она сочла, что он очень сексуален, поэтому идеально подойдет на роль Призрака. Композитору бы, казалось, взревновать, но он, напротив, прислушался и решил, что да, Призрак должен быть сексуальным. Что касается некоторых проблем с вокалом, то Бандерас объявил, что будет заниматься с педагогом, и даже, говорили, начал заниматься – на том все и закончилось. Когда проект всплыл вновь, это было связано уже не с именем актера, а с именем режиссера – Джоэля Шумахера, который прославился во всем мире фильмами-комиксами о "Бэтмэне". Видимо, решив, что Бэтмэн и Призрак в чем-то близнецы-братья, Ллойд-Уэббер немедленно доверил Шумахеру (не гонщику) свое самое успешное детище. И, как показала практика, напрасно.

Первое,  что сделал Шумахер – при горячей поддержке Ллойд-Уэббера (видимо, в нем наконец все-таки взыграла ревность) – отказался от услуг Бандераса. По потрясающе логичному поводу – мол, Бандерас для Призрака слишком старый. Гхм. Бандерасу на данный момент сорок четыре года, Эрику в книге – около пятидесяти, Призраку в спектакле – совершенно неважно сколько – в сложном гриме, да еще и под маской, возраста не видно. Тем не менее, Шумахер сразу пообещал – будет, мол, у нас молодой и сексуальный Призрак. Надеюсь, это заявление не отразилось болезненным образом на самооценке сеньора Бандераса, поскольку его оно косвенно отправляло в разряд старой ветоши. Впрочем, судя по его весьма успешным выступлениям в обновленной бродвейской постановке "Nine" (за которую он даже был номинирован на "Тони") и последней церемонии вручения Оскаров, старичок держится еще весьма себе молодцом. На всякий случай даже волосы отпустил, как в молодые годы – чтобы никто, не дай бог, не заметил, сколько ему уже стукнуло.

Однако вернемся к Шумахеру (нет-нет, не родственник, ничего общего). Они на пару с самим композитором быстро слепили сценарий к фильму и начали поиск актеров. Первым был найден исполнитель Рауля – Патрик Уилсон,  профессиональный актер бродвейских мюзиклов, не особенно замеченный в большом кинематографе, впрочем, снявшийся в недавнем успешном телесериале "Ангелы в Америке". Затем был найден тот самый молодой и сексуальный Призрак – шотландец Джерард Батлер, известный по двум фильмам сомнительной художественной ценности – "Дракула 2000" (где он сыграл главную роль) и "Лара Крофт: Расхитительница гробниц. Колыбель жизни." (исполнил возлюбленного главной героини). С пением он в своей карьере дела не имел, но, тем не менее, умудрился как-то сразу поразить Эндрю Ллойд-Уэббера до глубины души исполнением главного сольного номера Призрака – баллады "Music of the Night". Оставалось найти Кристину. Как известно, для своей любимой молодой жены Сары Брайтман и именно для ее Кристины Ллойд-Уэббер в свое время и написал этот опус. А затем, говорят, предполагаемые на 1990 год съемки фильма (с Кроуфордом и Брайтман в главных ролях) и сорвались, благодаря тому что чету Ллойд-Уэбберов настиг развод.

На Кристину претенденток было много – мало ли красивых молоденьких девушек, умеющих петь? Выяснилось, что мало. Сначала были отброшены известные претендентки – среди прочих – известная валлийская юная вокалистка Шарлотта Черч, Андреа Корр (из группы "The Corrs", уже появлявшаяся в экранизации "Эвиты" в роли любовницы Перона) и звезда фильмов "Дневники принцессы" Энн Хэтэуэй. Ходит слух, что на роль Кристины пробовалась и нынешняя новая любимица Голливуда Кейра Найтли. Но роль досталась Эмми Россам. Девочкой она пела в хоре Метрополитен-Опера, потом снималась в сериалах, и постепенно добралась до кино – сыграв в "Таинственной реке" Клинта Иствуда и апокалиптическом "Послезавтра". Авторы хотели заполучить на роль Кристины "неизвестную" актрису с божественным голосом. Все это они, с их точки зрения, нашли в Россам. С таким вот багажом и приступили к съемкам.

 

И под Рождество прошедшего года осчастливили нас результатом.

 

Оговорюсь сразу, "Призрака Оперы" я не любил никогда. Во-первых, это Ллойд-Уэббер. Во-вторых, это самый  “развесистый” Ллойд-Уэббер, который только может быть. В-третьих, литературный первоисточник мюзикла (надо отдать должное, в спектакле слегка улучшенный) – книга, да простят мне ее почитатели, весьма невысоких художественных достоинств, тем не менее, взбудоражившая умы многих деятелей культуры – в первую очередь, кинематографистов – уж каких только вариаций на тему не снимали. И даже мюзикла на эту тему минимум два. В-четвертых – потуги моего горячо любимого лорда на написание оперы просто смехотворны. В-пятых – все, что там есть с музыкальной точки зрения – несколько попсовых мелодий. В общем, выражаясь современным языком – типичная попса. Но. Даже я не могу не признать, что из этой попсы можно было бы слепить великолепный, попсовый же, блокбастер – с поражающим воображение визуальным рядом, антуражем готически-гламурных ужасов и слезовыжимательным финалом.

 

Что же вышло у тандема Ллойд-Уэббер – Шумахер? А ничего не вышло. Вышел настолько ужасающей своей банальностью середняк, что, по правде говоря, я и писать-то про него не хотел. Когда я смотрел его, у меня было ощущение, что фильм снимал сам себя, без какого-либо вмешательства режиссера. В общем-то, в подавляющем большинстве случаев он просто следует за сценической версией. Там, где он от нее отходит (в частности, сюжетно)  - лучше бы не отходил, потому что и без того слабая логика повествования тает окончательно. Второй существенный промах авторов – лишение Призрака собственно призрачности. Нет в фильме никаких загадок, нет мистических туманов. Падает люстра? (кстати, время ее падения – главное изменение в сценарии – уж лучше бы и не падала она вовсе, чем падала так некстати). Так вот – падает люстра – вам покажут, как Призрак чуть ли не кухонным ножом пилит трос. Карлотта начинает квакать? А всего-то Призрак подменил ей жидкость в ингаляторе. Драка на кладбище? Возьмем же шпаги вместо огненных шаров. Он до скуки материален, этот киношный Призрак, в этом смысле повторяя ошибку книги, исправленную в сценической версии. Призрак в мюзикле не имел имени и вообще интересен был своей энигматичной потусторонностью. Но здесь – это человек из плоти и крови. Чересчур земной человек, я бы сказал, никак не тянет на Ангела Музыки.

 

Джерард Батлер только добавляет этому Призраку приземленности. Вообще, когда я смотрел на Батлера, меня преследовало нехорошее ощущение, что его пытаются втиснуть роль, уже созданную под Бандераса. Не под Кроуфорда, не по кого бы то ни было, а именно под Бандераса. Типаж Призрака здесь – типичный Латинский Любовник – больше Зорро, чем Призрак. Призрака лишили классической шляпы из мюзикла, зато надели ему на руки черные перчатки – зачем? Лично мне непонятно. Видимо, чтобы "не наследить". Классический вор-домушник с потугами на аристократичность. Вот, кстати, интересный вопрос к сюжету, если он с подросткового возраста жил в Опере – как он научился а) играть на пианино; б) одеваться и вести себя согласно этикету; в) разным техническим приемам и т.д. Или и этому всему его научила вездесущая мадам Жири? (великолепная актриса Миранда Ричардсон в бездарной роли).

Что касается актерских талантов Джерарда Батлера – я их просто не заметил, поэтому и критиковать не буду. Правда, судя по отзывам многих представительниц прекрасного пола, главное, что в нем есть, это то, что он, оказывается, сексуальный. Поверю им на слово. Должно же в нем что-то быть, потому что вокалом он тоже, мягко говоря, не отличился. Впрочем, видимо, он это и сам понимал, поэтому большую часть времени, не пел, а мелодекламировал.

 

Юная Эмми Россам,  также не показала высокого класса в вокале. Признаться, даже я с ностальгией вспоминал мисс Брайтман. Играть они обе не умеют, так у Брайтман хоть были эти парящие верхи и приятные низы. Низов у Россам нет (кроме пары-тройки грудных нот, которыми она ощасливливает зрителя два или три раза за весь мюзикл), верхи вымучены, а средний регистр настолько попсовый, что только и остается спросить, и чем же эта самая Кристина так покорила "Ангела Музыки" и всю парижскую публику. Что касается всего остального – то с моей мужской точки зрения, это лупоглазое существо красивым не является, а почему оно весь фильм ходит с открытым ртом и в нижнем белье – это выше моего разумения. Вообще, Эмми Россам я с прискорбием вынужден признать женской инкарнацией исполнителя главной роли в пресловутом "Властелине Колец" – Элайджу Вуда. Исполняется ровно один актерский эскиз – ах я так напуган(а) и измучен(а) – распахнем и без того большие глаза и рот пошире.

 

Не буду придираться к Патрику Уилсону – роль у него изначально скучная, но он старался как мог. Более того – на фоне двух главных исполнителей его плавный приятный вокал был просто бальзамом для измученных ушей.

 

Ну и хочется отметить Минни Драйвер – хотя я так и не понял, дублировали ее вокал только частично, или все же полностью, тем не менее – отличная комическая работа. Многие скажут – чересчур комическая? Что ж – на фоне этого фильма другого и не надо, он вообще, знаете ли, глубиной не блещет.

 

Что ж, оставим в покое актеров, и посмотрим на внешний антураж. А нет там никакого внешнего антуража. Я, честно говоря, просто поражен тем, как при таких красивых изначальных данных, которые даже будучи просто названными уже будоражат воображения – роскошный оперный театр, таинственные подземелья, католическое кладбище – можно было сделать что-то настолько скучное и не цепляющее глаз. Похоже, единственное, на что расщедрились художники – это воздвижение мавзолея Даэ-отцу, по поводу которого, по-моему, проехались уже все проницательные зрители, справедливо отмечая, что судя по всему, великий скрипач отдал все свои деньги на постройку мавзолея на своей могиле, вместо того, чтобы обеспечить своей дочуре достойную жизнь. Вот девочке и пришлось поселиться в театре. Кстати, обратите внимание – как много у них с Призраком общего – вот, оба в театре жили с детства – а что, места много, на всех хватит.

 

Отдельный реверанс художникам по костюмам – видимо, чтобы Призрак не так уж выделялся на фоне остальных бедолаг-актеров своей необоримой сексуальностью, юная Кристина большинство сцен фильма проводит не иначе, как в нижнем бельем. В нем же, по-моему, и на кладбище отправляется – нет, я все понимаю, растрепанные чувства, мы выше условностей, но все же, хоть на эпоху-то скидку сделать? Нехорошо получается.

 

Как я говорил ранее, мюзикл «Призрак оперы» - в общем-то, вещь, не блещущая драматургией, прямо скажем. Но и в нем присутствует некая выстроенная логика повествования, внутренняя музыкальная структура – пусть незамысловатая, хоть какая. Не то видим в фильме. Один из кульминационных моментов -  сцена на кладбище, в которой Кристина просит отца отпустить ее, дать ей возможность жить снова, не оглядываясь на прошлое. Куда там – тусклый голос, ноль эмоций, музыка потеряна начисто. Сцена на крыше Оперы – ей-богу, если бы не текст, никогда бы не сказал, что это главный любовный дуэт: Рауль и Кристина что твои статуи. Ну разве что глазами хлопают. Финал в подвале тоже как-то бледненько выглядит, так и хочется, вслед за вашим русским классиком, возопить: не верю! Не верю в этого истеричного Призрака, не верю в деланную самоотверженность Кристины, в мокрого Рауля... ладно, уговорили, в него верю, а толку-то...

 

Исходя из всего вышеперечисленного, куда как закономерна ситуация, ожидавшая детище Шумахера в прокате: и весьма, хм, сдержанные рецензии, и более чем скромные сборы. А какое событие можно было бы сделать из экранизации мюзикла, перекрывшего по кассовым сборам даже непотопляемый "Титаник". Но нет и нет – видимо, дар «золотого прикосновения» изменил Мидасу музыкального театра – как льстиво именуют Ллойд-Уэббера иные мои собратья по перу – окончательно и бесповоротно. И церемония вручения заветных золотых статуэток лишний раз это подтверждает. Да, разумеется, новая песня, написанная специально для того, чтобы принять участие в раздаче розовых слонов – прошу прощения, Оскаров – решительно ничего интересного из себя не представляет. Но боже мой, года, когда премию забирали хоть чего-нибудь стоящие вещи, можно перечесть по пальцам. Младенцу понятно, что в данном случае главную роль играет вес фильма, имя композитора и прочие факторы того же порядка. Итак, имеем то, что имеем: громкое имя "Призрака оперы", увы и ах, не имеет сакральной ценности в глазах членов многоуважаемой Киноакадемии, видно, не рыдали они в голос над страданиями несчастного уродца на бродвейской сцене, чтобы сейчас простить неудавшейся экранизации все ее многочисленные прегрешения. Жаль – Ллоуд-Уэббер сдал свой основной козырь, да и тот крайне неудачно. Сильно сомневаюсь, что даже выпуск Той Самой легендарной видеоверсии спектакля с Теми Самыми Кроуфордом и Брайтман сильно поправил бы ситуацию.

 

К слову, даже само исполнение "Learn to Be Lonely" (именно так называется новый "хит" композитора) показалось мне очень... однообразным. Пела некая Beyonce (если не ошибаюсь – стар я следить за современной попсой), и уж лучше выпустили бы Минни Драйвер, исполнившую эту песню для саундтрека, потому что она хотя бы понимала о чем поет, в отличие от этой милой барышни. Песню не спас даже сидящий за роялем Ллойд-Уэббер. А Бандерас-таки взял косвенный реванш за то, что его лишили возможности отметиться в этом призрачном опусе, и песню, получившую в итоге Оскара, на церемонии исполнил именно он.

 

Впрочем, оставим эту грустную тему и обратим взоры на несравненно более любопытное событие – очередная попытка реанимации мюзикла в России, очередная тяжелая артиллерия все того же Ллойд-Уэббера, "Кошки". Поскольку постановкой занимаются серьезные люди, спрашивать также буду без всяких скидок, что, полагаю, уже само по себе будет небезынтересно.

        

Ах да,  чуть не забыл: как приятно было увидеть в субтитрах тот самый перевод, который я уже имел удовольствие отрецензировать несколько лет назад. Засим, второй раз работу делать не буду, на эту тему мне прибавить решительно нечего, интересующихся отсылаю к более ранней статье на данном сайте. До скорого свидания, дорогие мои!

Всегда Ваш,

Фрэнк Рич,

Бродвейский Мясник  

 



2002-2007 All lefts reserved.